Универсальность «телескопов» и желание сэкономить время порой провоцируют их операторов на нарушения правил безопасности. Но рано или поздно такие действия приводят к серьезным последствиям. Даем рекомендации специалистов CLAAS о том, как этого не допустить.
В отличие от любой другой сельскохозяйственной техники в силу специфики применения и высокой маневренности у телескопического погрузчика опасная зона при работе охватывает все 360°. Не вижу — не еду и не поднимаю — вот первое, что должен уяснить оператор. Другие правила безопасной работы описаны в руководстве по эксплуатации. Мы расскажем о главных из них.
Поскольку погрузочно-разгрузочные работы на телескопических погрузчиках требуют от оператора максимального внимания, быстрой и точной реакции, крайне желательно перед каждым его допуском к управлению осуществлять контроль самочувствия. Чрезмерное утомление, неважное самочувствие или симптомы заболевания, равно как и другие состояния, способные отрицательно влиять на процесс управления техникой, должны быть исключены. Необходимо контролировать и внешний вид оператора, а также наличие средств индивидуальной защиты (СИЗ). Работа в тапочках, в шортах, с голым торсом или, напротив, в чрезмерно свободной, не застегнутой одежде должна быть запрещена. Крайне нежелательно также в процессе работы наличие длинных цепочек, колец, наручных часов и браслетов, а также длинных волос. В общем, всего того, чем можно зацепиться. В набор СИЗ должны входить как минимум защитные ботинки с жестким носком и перчатки для работы вне кабины. Работы с ядохимикатами, протравленными семенами, удобрениями требуют включения в комплект защитной одежды респиратора и очков. При строительных работах при нахождении вне кабины оператору непременно нужна каска, а при работах в темное время суток — светоотражающий жилет.
Важным аспектом безопасной работы на телескопическом погрузчике является доскональное знание его возможностей и факторов, лимитирующих это. Начнем с устойчивости. Необходимым условием для безопасной работы в режиме подъема для стандартных моделей телескопических погрузчиков SCORPION максимальный поперечный и продольный наклон должен составлять не более ±2°. У моделей с возможностью гидравлической корректировки уровня между рамой и передней осью этот диапазон может быть существенно больше, например ±8°. Для ориентировки оператора в кабине предусмотрены пузырьковые уровни, которые находятся непосредственно в поле его зрения. При работе с тяжелыми или габаритными грузами скорость ветра не должна быть больше 10 м/с.
Непременным условием безопасности является непревышение в ходе работы грузоподъемности в соответствии с диаграммой, размещенной на наклейке в кабине и в руководстве по эксплуатации. При этом оператор должен всегда учитывать точку центра тяжести поднимаемого им груза. Если она смещена вперед относительно каретки стрелы более чем на 0,5 м, то ее телескопирование можно проводить минимум на ступень ниже в диаграмме. Поэтому определять массу и центр тяжести сложного груза нужно еще до начала подъема. Особенно внимательным оператору следует быть и с грузами с подвижным центром тяжести, например с емкостью с жидкостью. При работе на нетвердом покрытии для безопасности важно, чтобы опорная поверхность обладала достаточной нагрузочной способностью. Если указанное допустимое давление на грунт будет превышено — применить меры по увеличению несущей способности, например, за счет использования опорных плит.
Все телескопические погрузчики SCORPION оснащены системой безопасности от продольного опрокидывания при перегрузке стрелы. Если система по показаниям датчиков, установленных на задней оси погрузчика, понимает, что нагрузка на них чрезмерно уменьшилась, она блокирует стрелу. Поэтому для обратного телескопирования ее нужно разблокировать кнопкой. А вот постоянно ее нажимать, чтобы работать с перегрузкой, равно как и пытаться навесить дополнительный балласт или по-другому настроить датчики — не стоит. Плюс оператор всегда перед началом работы должен проверять исправность системы.
Наряду с безопасностью подъема груза должное внимание уделяйте его транспортировке. Во-первых, как и в случае с подъемом, ограничены максимальный поперечный и продольный наклон — не более ±6 и ±10° соответственно. Максимальная скорость движения при работе с грузом, близким по массе к максимально допустимой полезной нагрузке, — 10 км/час. И, разумеется, не нужно без необходимости кататься с грузом с поднятой и выдвинутой стрелой. А чтобы не допустить раскачивание стрелы с грузом в движении — задействуйте систему гашения колебаний. Ее можно активировать на любой скорости с помощью тумблера в кабине SCORPION.
Непременным условием безопасной работы является и правильный выбор навесного оборудования. Например, использовать паллетные вилы для работы с мешками биг-бэг не желательно. Лямки мешка могут соскользнуть или зацепиться за каретку. Оптимальнее для этого задействовать грузовой крюк.
Что же касается процесса навески оборудования, а также обслуживания телескопического погрузчика, то их необходимо проводить только на ровном и твердом основании. Перед проведением работ по техническому обслуживанию и ремонту на системах, находящихся под давлением, его необходимо сбросить. И конечно, никогда не пытаться нащупать место утечки, например в РВД, рукой. Здесь важно обращать внимание на все потенциально опасные места машины, которые обозначены предупреждающими табличками с пиктограммами.