Этим неутомимым помощникам находится работа в любом хозяйстве. Но как сделать так, чтобы они выполняли ее максимально эффективно? Приводим рекомендации специалистов CLAAS.
Первой составляющей эффективной работы любой машины является ее правильный выбор. В настоящее время линейка телескопических погрузчиков SCORPION, доступная российским аграриям, включает в себя шесть моделей, охватывающих по максимальной высоте подъема диапазон от 7 до 9 м, а по максимальной грузоподъемности — от 3200 до 6000 кг. Однако, несмотря на важность этих двух показателей, они не должны являться единственными критериями выбора. Вы должны отталкиваться прежде всего от объема планируемой работы. Если речь идет о перевалке сыпучих материалов, например зерна, то производительность применительно к той или иной машине можно определить просто — просуммировав продолжительность тактов, необходимых для осуществления одного полного цикла работы, затем определить количество полных циклов в час и умножить полученную величину на массу груза, вмещающегося в доступный для этой модели ковш. Так же можно посчитать и производительность на загрузке автотранспорта. С той лишь разницей, что придется в расчет включить и транспортную составляющую, которую погрузчик затратит на маневрирование. Полезной функцией, позволяющей существенно экономить время на перевалке или погрузке сыпучих материалов, является автоматический возврат ковша. Пара лишних секунд, которые экономит эта система за счет того, что оператор не отвлекается на перевод ковша в положение для загрузки, запросто выливается в десятки тонн, которые дополнительно успел он загрузить за смену.
Чем больше грузоподъемность и вылет стрелы, тем большую производительность имеет рабочая гидравлика. Казалось бы, выбор для максимальной производительности очевиден. Но обе эти характеристики идут бок о бок с ростом собственной массы телескопического погрузчика, а вылет стрелы — еще и с ростом его габаритов, а значит, и снижением маневренности машины. Поэтому, если в этом нет реальной практической необходимости, приобретать топовую машину в линейке не имеет смысла. При работе с небольшими грузами и на небольших высотах вы не получите никакой выгоды. Возможная экономия времени будет компенсирована более высокими затратами на эксплуатацию и дополнительным расходом топлива, который требуется тяжелой и габаритной машине.
Кстати, если на легких работах, например при скирдовании 300–400 кг рулонов с соломой, для вашей модели в соответствии с диаграммой нагрузки балластировка не требуется, балласт с задней части лучше снять. Облегчив телескопический погрузчик на лишние 400–500 кг «железа» на этих работах, вы можете существенно сэкономить топливо. Кроме того, в силу специфики своей работы достаточное давление в шинах погрузчика обеспечивает не только грузоподъемность, но и меньшее сопротивление качению. Особенно заметна экономия топлива будет на работах с большой транспортной составляющей. Требуемые значения давления для передних и задних колес можно почерпнуть из наклейки в кабине или руководства по эксплуатации.
Непременным условием эффективной работы любого телескопического погрузчика является грамотное обучение оператора. Оно не должно сводиться к формальному инструктажу и росписи в журнале. Перед началом крайне желательно проверить, насколько оператор усвоил правила техники безопасности и важнейшую информацию из руководства по эксплуатации. Затем новичка можно допускать к практике. Разумеется, сначала в безопасной зоне, на открытом пространстве, где нет другой техники и людей. И лишь потом допускать к другим работам. Что же касается деятельности в опасных зонах, например вблизи линии электропередач или в помещении, то к ней должны допускаться лишь операторы с большим опытом работы. И конечно же, независимо от сложности работ, от операторов необходимо требовать неукоснительного соблюдения всех правил техники безопасности. Поврежденная или простаивающая в результате несчастного случая техника имеет для хозяйства отрицательную эффективность.
Главным для оператора должно стать правило: «Не вижу — не еду и не гружу». В силу специфики конструкции, несмотря на максимальную обзорность из кабины, любой телескопический погрузчик обладает определенной зоной затенения. Это те участки, видимость которых ограничена. Обычно такие сектора находятся в передней части справа от стрелы. Для улучшения обзора наряду с зеркалами SCORPION можно опционально оснастить системой камер. Она позволяет оператору наблюдать за участками в зоне затенения. Для этого на погрузчик рядом с правой передней фарой устанавливается боковая камера. Еще одна камера — сзади на раме ходовой части машины. Она работает в качестве камеры заднего вида. В зависимости от направления движения изображение с одной из этих камер выводится на дисплей, установленный в кабине. Меньше слепых зон при работе в сложных условиях не только снижают вероятность аварии, но и повышают скорость работы. Кстати, по этим же причинам при эксплуатации в условиях недостаточной освещенности, например в ночное время или на неосвещенном складе, целесообразнее использовать машины с более мощным светодиодным рабочим освещением.