Во многих хозяйствах их гоняют и в хвост и в гриву. Как грамотно обслуживать столь интенсивно используемую технику, чтобы она прослужила как можно дольше? Приводим рекомендации специалистов CLAAS.
Даже в условиях высокой загрузки ежедневное ТО телескопического погрузчика — достаточно простое. Об этом позаботились как инженеры CLAAS, так и производители современных смазочных материалов. Поэтому в регламент на 10 мото-часах входят в основном работы по очистке, проверке уровней технических жидкостей и функциональные тесты.
Первый этап включает общую очистку корпуса машины, продувку агрегатного отсека, двигателя и системы охлаждения. Также стоит не забыть почистить специальный клапан выноса пыли на воздушном фильтре. Иначе сам фильтр продувать придется гораздо чаще.
Далее на очереди идет проверка уровня масла и охлаждающей жидкости в двигателе, как и масла в гидробаке. При наличии воды в топливном фильтре отстойника ее необходимо слить, также удалить конденсат требуется из ресивера сжатого воздуха пневматической тормозной системы.
Затем следует проверить колеса, давление в шинах и их состояние. Рекомендуемые значения давления для шин передней и задней осей можно посмотреть на специальной наклейке на машине или в руководстве по эксплуатации. Стоит обратить внимание, что даже одинаковые по типоразмеру шины разных производителей могут требовать разного давления на одной машине. Например, при комплектации SCORPION 736 шинами Dunlop SP T9 405/70 R24 DW13L передняя ось должна быть накачана до 4,5 бар, а задняя — до 3,5 бар. А та же модель погрузчика, но на Mitas MPT-01 405/70–24 DW13L — уже 3,75 бар, причем по обеим осям. Для особых условий эксплуатации, при которых возможны повышенные нагрузки, можно слегка увеличить давление в шинах. Однако превышать максимально допустимое производителем — не стоит.
После этого наступает время функциональных тестов. Проще всего дело обстоит с проверкой освещения, рабочего и стояночного тормоза. Затем тест рулевого управления. Поворот от края до края, плюс проверка работоспособности различных режимов управления, разумеется, в движении.
Финальным этапом является нелюбимая многими операторами задача — проверка функции ограничения момента нагрузки. Но в этом нет ничего сложного, и времени требуется не так много. Главное, иметь нужный груз известной массы, который можно использовать в качестве проверочного со стандартными паллетными вилами. Масса груза должна составлять минимум две трети от максимально допустимой для погрузчика. А дальше дело техники — активируем функцию, поднимаем стрелу с грузом на полметра от земли и начинаем выдвигать ее, следя за светодиодами на индикаторе нагрузки. Как только дошли до предела — измеряем фактический вылет стрелы и сравниваем с диаграммой нагрузок. Если разница находится в диапазоне от +100 до -300 мм — можно работать. Если же нет — стоит вызвать сервисного специалиста дилера. Без нормально работающей системы безопасности риск опрокинуть погрузчик есть даже у очень опытных операторов.
Основная масса точек смазки в телескопических погрузчиках SCORPION, требующих обслуживания каждые 50 часов работы, приходится на поворотные механизмы стрелы и оси гидроцилиндров. Для удобства обслуживания для всех моделей доступны опции автоматической системы централизованной смазки и ручной системы центральной смазки в виде смазочных панелей. В первом случае каждая точка получает нужное количество из контейнера. Оператору главное — не забывать время от времени добавлять в него смазку. Что же касается смазочных панелей, то, несмотря на кажущуюся простоту решения, они существенно облегчают обслуживание, а значит, оператору проще соблюдать все интервалы смазки, что, в свою очередь, продлевает ресурс машины. Гораздо реже смазки требует выдвижной механизм стрелы. Поверхность скольжения и задние направляющие в обычных условиях работы требуется смазывать каждые 250 часов. Но иногда в сильно запыленных условиях этот интервал лучше сократить.
Также главным образом от интенсивности и условий работы зависит интервал замены масла в рабочей гидравлической системе телескопического погрузчика. Единых цифр по рекомендованным значениям тут нет. Все очень индивидуально. Поэтому раз в год или каждые 500 мото-часов пробу масла из бака нужно проверить в лаборатории. Если оно не изменило свою плотность, не содержит значительный объем продуктов износа и воды — менять его не нужно. Этого можно добиться, если соблюдать нормативные интервалы замены фильтров — на «обратке» каждые 250 мото-часов, а на напорном участке — каждые 500 мото-часов. И конечно, сами фильтры желательно использовать лишь оригинальные. С ними срок службы масла в гидросистеме может доходить до 1000 мото-часов. Определенная зависимость от условий эксплуатации должна наблюдаться и в замене моторного масла. Если топливо с низким содержанием серы, а работы не интенсивные — 500 мото-часов, а если нет — сокращаем до 200. На техническом обслуживании техники, которая работает в хозяйстве подчас 365 дней в году, — лучше не экономить.