По данным Российской ассоциации производителей специализированной техники и оборудования (Росспецмаш), за 11 месяцев 2020 года выпуск сельскохозяйственной техники российскими заводами увеличился на 30% до 136,7 млрд руб. Существенный прирост – на 24% произошел и в сегменте зерноуборочных комбайнов, которых аграриям было поставлено 5200 единиц. Высокая востребованность данного типа техники связана с тем, что 44% комбайнов, работающих в полях, имеет возраст более 10 лет. При этом современные высокопроизводительные машины способны заменить сразу 2-3 единицы устаревших моделей. В условиях нехватки квалифицированных кадров, а также с учетом логистики такая замена значительно повышает рентабельность бизнеса.
Одним из ведущих в России производителей зерноуборочных комбайнов сегодня является расположенный в Краснодаре завод «КЛААС». Это одно из крупнейших предприятий немецкого концерна CLAAS, 13 производственных площадок которого расположились по всему миру. Кроме того, это самое молодое, построенное, в отличие от всех остальных заводов, с «чистого листа» предприятие, в котором было реализовано множество уникальных технологических решений для создания полного цикла производства. Для российского и экспортных рынков предприятие выпускает семь моделей зерноуборочных комбайнов TUCANO: 320, 340, 430, 450, 550, 570 и 580, каждая из которых имеет статус «сделано в России», что дает возможность отечественным аграриям приобретать их на льготных условиях: по программе 1432 и через финансовых партнеров, включая Росагролизинг.
Из стали и цифры
Современный зерноуборочный комбайн – одна из самых сложных машин, которую только изобрел человек. И на краснодарском заводе «КЛААС» происходит по-настоящему удивительный процесс, когда простые листы стали превращаются в агрегаты, работа которых управляется сложнейшими компьютерными системами. Без последних, собственно, не обходится и сама производственная линия, выстроенная в виде трех взаимосвязанных цехов: металлообработки, окраски и сборки.
Завод использует сталь российского производства, которая поступает в листах толщиной от 0,5 до 25 мм, в зависимости от того, какие детали из нее будут изготавливаться. Все листы помещаются в специальный станок, где они «раскраиваются» и режутся лазером с точностью до 0,1 мм. Процесс раскройки организован таким образом, чтобы свести отходы металла к минимуму.
Следующий этап — плоским заготовкам придается объем. Делается это на современном гибочном оборудовании, а крупные детали со сложной геометрией сгибаются в автоматическом режиме. Аналогичным образом проходят и многие сварочные операции, для которых используются наиболее современные методы и аппараты, включая роботов.
Не менее высокотехнологичным является и процесс окраски, ведь комбайнам предстоит работать в крайне жестких условиях, под воздействием прямых солнечных лучей, при постоянных и интенсивных вибрациях работающего молотильно-сепарирующего устройства, систем очистки зерна, измельчения и разбрасывания соломы. И на протяжении всей службы комбайна краска должна идеально выполнять свои защищающие металл от коррозии функции. Для этого на заводе создан уникальный процесс окраски. Сначала все компоненты проходят через поэтапный процесс катафорезного грунтования в 13 ваннах. Специальная технология нанесения антикоррозийного покрытия обеспечивает максимальную стойкость к износу при толщине слоя меньше человеческого волоса. Сама краска наносится методом электростатического напыления, с последующим обжигом в печи. Благодаря этому защитно-декоративное покрытие становится неотъемлемой частью каждой детали. Такая технология при правильной эксплуатации машины обеспечивает устойчивость краски в течение нескольких десятилетий.
В сборочный цех все детали поступают по потолочному конвейеру протяженностью три километра. При этом прохождение каждого компонента будущего комбайна непосредственно привязано к текущему такту производства, когда любая деталь оказывается на нужном участке сборки в нужный момент времени. Сюда в общей сложности поступает 4 тысячи таких деталей. На поперечных конвейерах собираются крупные узлы будущего комбайна, которые затем монтируются на основной линии сборки. Так при полной загрузке завода каждый час с конвейера выходит новый комбайн TUCANO, готовый отправиться к своему владельцу и приступить к уборке практически любой выращиваемой в России злаковой, бобовой или масличной культуры.
TUCANO – универсальный генератор прибыли для аграриев
Модель TUCANO – самая молодая в линейке современных зерноуборочных комбайнов. На рынке она появилась в 2012 году и по сути является компактной версией премиального комбайна LEXION, перенявшей многие передовые решения, внедренные чуть раньше на этой машине. Среди них – гибридная система МСУ, сочетающая использование ускорительного барабана со спиральным расположением биттеров на обмолоте с роторной системой сепарации APS HYBRID. Такое решение делает комбайн максимально универсальным: его можно подстроить под уборку практически любых культур с минимальными потерями и высоким качеством очистки. При этом в бортовую электронную систему CEBIS заложены базовые настройки и нажатием всего одной кнопки можно переключать комбайн с уборки одной культуры на другую. Кстати, впервые бортовой компьютер CEBIS также был внедрен на LEXION.
К числу других по-настоящему инновационных технологий, реализованных в TUCANO, можно выделить системы помощи механизатору AUTO CROP FLOW и AUTO SLOPE. В первом случае специальные датчики позволяют в автоматическом режиме контролировать уровень загрузки системы обмолота APS, ротора сепарации ROTO PLUS, двигателя, а также измельчителя соломы и предотвращать губительные для техники пиковые нагрузки. Принцип ее работы заключается в том, что при критическом проскальзывании контролируемых приводов или при снижении частоты вращения двигателя отключаются привод жатки и наклонный транспортер. Это не только продлевает ресурс машины, но и предотвращает простои вследствие забивания излишним материалом или повреждения механизмов.
Система AUTO SLOPE призвана повысить эффективность комбайна при работе на полях с неровным рельефом. AUTO SLOPE автоматически и непрерывно управляет частотами вращения вентилятора в зависимости от продольного наклона. Она предотвращает потери зерна из решетного стана при движении машины вверх по склону и обеспечивает равномерный поток растительной массы в систему очистки и сепарации зерна при движении на спуск.
Важным преимуществом размещения производства комбайнов TUCANO в России является то, что инженеры CLAAS получают огромный массив практических данных по результатам эксплуатации машины в самых разных условиях. Особенно стоит отметить, что по сути ни одна другая страна в мире не располагает столь разнообразным сочетанием факторов, влияющих на работу комбайна: различия в природно-климатических условиях, особенности почвы, перечень возделываемых культур, а главное, средние сезонные нагрузки. В результате, ежемесячно в комбайн TUCANO вносится до 30 усовершенствований, которые помогают этой машине с каждым годом становиться все более эффективной и надежной.